Дмитрий Гаранин: Похоже, зря ценил я умные слова

Дмитрий Гаранин: Похоже, зря ценил я умные слова

О невербальности в общении и в пропаганде

 
  • Когда я был ребёнком и затем подростком, мне было трудно разговаривать с матерью. Я ей что-то говорил, а она всегда негативно реагировала на мои интонации и на мою мимику. К обсуждению этого обычно и сводился разговор, превращавшийся в препирательства. Смысл сказанного донести было практически невозможно, потому что мама всё время что-то домысливала и интерпретировала сказанное мной на основе невербальной информации. Я настоятельно просил её обращать внимание только на буквальный смысл моих слов, но это оставалось гласом вопиющего в пустыне. Мне было невдомёк, что могло смущать маму в моих интонациях и в моей мимике. Я этих вещей не особо замечал, поскольку рос человеком слова и смысла.

    В начале моей деятельности на Фейсбуке, лет десять назад, я общался в личку с одной заурядной поэтессой из России, немолодой и не особо привлекательной женщиной, которая всё время меняла профильные фотографии, чтобы они шли в ленту как новости. При этом все фотографии были похожие и очень плохого качества. Так вот, мы что-то с ней обсуждали, уже не помню что, и я старался писать как можно проще и понятнее, при этом подробнее, чтобы донести мои мысли до собеседницы в максимально доступном виде. Уже много было понаписано, и не за один день, как вдруг она мне сообщает: «Ничего не могу понять, потому что не слышу интонации и не вижу выражения лица!». Бывалые люди мне потом объясняли, что женщина просто хотела перейти к более тесному общению с картинкой и звуком. Но на меня её слова произвели просто удручающее впечатление. Как, я несколько дней старался, формулируя мои мысли так детально и так связно, а эта дура ничего не понимает?? Мне расхотелось с ней общаться, активность затухла, мы расфрендились, и сейчас я даже не помню, как её звали.

    В стихах Кати Капович, одного из лучших и заслуженно популярных современных поэтов, часто ретроспективно описываются посиделки с друзьями, происходившие в советские времена. Помимо картинной красочности и лёгкой ностальгии по временам ушедшей молодости мне бросается в глаза то, что при упоминании разговоров на посиделках всегда уточняется, что они были пустые, ни о чём, беспредметные, и т.д. С одной стороны, это требование жанра. Стихи с разговорами ни о чём гораздо ближе массовому читателю, чем стихи с умными разговорами. С героями таких стихов можно идентифицироваться. С другой стороны, это, видимо, правда жизни. Абсолютное большинство людей на содержательные разговоры не способны. Меня всегда тяготили посиделки с «простыми» людьми во времена Застоя – из них я не мог ничего для себя вынести. Но, может быть, я просто не понимал, что люди обмениваются невербальной информацией через мимику, жесты, интонации, и это для них важнее, чем слова? Ведь животные вообще не знают никаких слов, и тем не менее способны общаться!

    В советские времена народ, особенно интеллигенция, не верил властям, смеялся над дубовой пропагандой по телевизору, в которой не было души. Это был умирающий жанр. Но вот закончилась Перестройка, наступили путинские времена, и на сцену государственной пропаганды вышли настоящие таланты, мастера своего дела. Или психологи совершили прорыв в своих исследованиях и научили пропагандистов новым и гораздо более действенным подходам. Насколько я понимаю по тем немногим отрывкам из российского телевидения, которые мне довелось посмотреть, основное воздействие на аудиторию идёт по невербальным каналам: тревожная музыка-заставка, накал злобы против «коллективного Запада» и прочих врагов, передающийся через широкую гамму интонаций от ядовитого презрения до гневного почти крика, через игру лицом и глазами, через язык тела. Музыка не может врать! Клокочущие эмоции не могут быть лживыми, ведь они идут из глубины души! Эти люди, которым народ верит, не вялые чтецы времён Застоя, бубнящие по бумажке написанный текст. Это настоящие вдохновенные артисты, искусство которых ценится государством настолько высоко, что у них по несколько вилл в Италии. И такие мастера превратили большинство населения России в сторонников войны, хотя россиянам война не нужна и россияне боялись её, как огня, с самого 1945 года.

    Вывод: народ пойдёт не за теми, кто напишет лучший, наиболее продуманный, манифест, а за теми, кто грамотно надавит на эмоции, у кого в штате массовики с чудовищной харизмой. За теми, которые подбоченятся и топнут ногой.

    New York, 22 March 2023

  • Категория
    Эссе, статьи
  • Создана
    Среда, 22 марта 2023
  • Автор(ы) публикации
    Дмитрий Гаранин