Л.Лукомская: «Партитура Пейзажа»  О сборнике стихов Саши Немировского в стиле «джаз-поэзия»

Л.Лукомская: «Партитура Пейзажа» О сборнике стихов Саши...

О сборнике Саши Немировского «Партитура Пейзажа». я привожу здесь статью, вышедшую в "Чайке" в...

 
  • Название новой книжки стихов Саши Немировского «Партитура пейзажа» читателя не обманывает. Пейзаж всегда служит отличным трамплином для поэта, поэтому оспаривать это слово в названии сборника никто не станет. А вот «партитура» в связке с «пейзажем», заставила меня задуматься.
    Понятно, что всякий пейзаж полон живой музыки - птичьего пения, журчанья ручья, грозовых раскатов, мелодий пастушей трубочки или какофонии звуков, наполняющих современный город. Впечатления от встреч с пейзажем - возникшие ассоциации, мысли - поэт опишет в стихах. Услышанную им музыку он тоже обязательно опишет, но - словами. Ведь слово – единственный инструмент поэта. Конечно, звучность слов и гармоничное их сочетание, рифма, ритм, интонация т.е. все, что роднит поэзию с музыкой, проявится в талантливо написанных стихах. Чуткий  к слову читатель, разделяя авторское настроение - радостное, горестное, взволнованное, задумчивое, - представит пейзаж и, если читатель к тому же окажется от природы человеком музыкальным, он, возможно, представит мелодию в ключе настроения стиха. Так обстоит дело с традиционно написанными рифмованными стихами.
    Но время трансформирует мир, и искусства не остаются в стороне, а даже первыми, как это видится специалистам, сигналят обществу о грядущих изменениях появлением новых стилей и форм. Так в музыке появился джаз, а в поэзии верлибр потеснил традиционную поэзию, а затем появился стих, не имеющий постоянного размера, но в отличие от свободного стиха имеющий рифмы.
    В своих стихах Саша Немировский  намеренно не пользуется строгой  рифмой. Не будучи стесненными и жестко ограниченными  ритмом и размером его рифмы перетекают друг в друга вдоль всего текста, обогащая его оттенками и смыслами. Поэт увидел в этом аналогию с джазом  – музыкой, свободно подчиняющейся только настроению, импровизации, с множеством оттенков, исполняемой на нескольких инструментах, и наименовал этот стиль «джаз-поэзия». Вот почему, я думаю, в названии этого сборника появилось слово «партитура» т.е. «совокупность всех партий многоголосого музыкального произведения» (1).
     Невольно напрашивался вопрос: «Как поэт это делает?» Ответ нашла в его же, Немировского, эссе «Вдвоем с Сизифом»: «...это стало получаться, если только вовремя задержать впечатление от увиденного и подслушать его тему... Человек и природа как бы солист и оркестр. Они звучат в гармонии данного пейзажа, они резонируют и оба светятся, и свет одного перетекает в другого». В другом своем эссе «Музыка формы»  Немировский приводит историю возникновения стиля и дает подробное объяснение техники написания стиха. Не буду «грузить» читателя пересказом теории – оба эссе приведены в книге и были опубликованы в 2018 году (2, 3).                                                  
     По мнению Немировского, «джаз-форма» особенно удобна при описании пейзажей, для коротких зарисовок, передачи сильных ощущений.  Не поэтому ли поэт всегда настороже:  «Палитра замешана, кисти отточены, холст натянут. Люди, их улыбки, походка, айсберги небоскребов, машины – все идет в дело, лишь бы мелодия легла точно, лишь бы гармония увиденного была передана, захвачена в застывшем времени». И ему это удается.
    Правда, если кто-то ждёт описаний в ярких красках, то они здесь редки, доминирующие цвета – серый, белый, прозрачный.
    Водопады из рек
    Сходят в озеро возле отеля.
    Здание в стиле прошедшей эпохи.
    Бухта. Плёс.
    Ледники набегают волной по прозрачной воде.
    Силуэт Вильгельм Телля –
    памятник у новостройки.
    Белый лебедь скользит и балетною пачкою хвост.
    Па-де-де.

    И, конечно, симфония просится
    в нотную запись. Подыграть этой птице-царевне
    мелодию снега и тему крыла.
    В вышине гнутся горы колосьями.
    Дует время сквозь щербатые гребни.
    А про все остальное история соврала.
            («Швейцарская открытка». Фрагмент)

    Отсутствие многоцветия нисколько не обедняет поэтические пейзажи. Поэт находит для них такие неожиданные и захватывающе интересные смысловые музыкальные архитектурные ассоциации и так искусно вплетает их в ткань стиха, что пейзаж приобретает новый угол зрения, а «мелодия слов переплетается с текстом» и звучит «песенка трубы по джазу жизни».
    Январь.
    Полыхающие цветы магнолии –
    как чайный сервиз, накрытый на ветках без листьев.
    Как увертюра тепла. То ли
    так бликует фонарь,
    что они отражаются в твоих глазах, то ли
    новогодняя ночь вообще лишена смысла.
                             («Новый Год». Фрагмент.)

    Большая удача, на мой взгляд, - графические листы художника Павла Тайбера. Его многосмысловые черно-белые иллюстрации  гармонично связались с графикой печатного текста, который, по сути, и есть черно-белая «партитура» стихов. Не пересказывая поэтические сюжеты, графика Тайбера, вдохновленного джаз-поэзией (и оказавшаяся последней его работой), точно попадает в резонанс с эмоциональным настроем стихов.
    Весьма уместными оказались и представленные в книге эссе «Музыка формы» и «Вдвоем с Сизифом», на которые я здесь ссылаюсь. Они не только подробно знакомят с теорией «джаз-поэзии», но и открывают читателю другие грани таланта Саши Немировского - как теоретика стихосложения и как незаурядного стилиста в прозе.
    В  новаторской, созвучной времени джаз-поэзии  Немировского, мысль и мелодия, соединяясь, дарят читателю мощный эмоциональный заряд и, по свойству большой поэзии, меняют привычный угол зрения на знакомые сюжеты и пейзажи, «откуда печали и радости выглядят иначе. Печали мельче, а радости больше». Такое изменение масштаба, по утверждению поэта, «и есть другая реальность, в которой можно жить дальше». Это редкое умение.
    Содержательная, наполненная неожиданными ракурсами и интересными суждениями, книга Саши Немировского «Партитура пейзажа» заслуживает внимания самых взыскательных читателей и особенно тех, кто любит интеллектуальный вызов.
    1.    С.И. Ожегов. Словарь русского языка)? Это не мелодия одного настроения строго зарифмованная в четком ритме, которую поет флейта, или отбивает ритм барабан.
    2.    Музыка формы - в журнале «Интерпоэзия», №3;
    3.    Вдвоем с Сизифом - в журнале «Новый Свет» №3(21). 

    Л. Лукомская.

  • Категория
    ЭССЕ
  • Создана
    Четверг, 23 марта 2023
  • Автор(ы) публикации
    Саша Немировский