Отзыв на роман Валерия Бочкова

Отзыв на роман Валерия Бочкова "Возвращение в Эдем", часть 1

рассматриваются художественные приемы в романе "Возвращение в Эдем"

 
  • 1

        В онтогенетическом плане вера, надежда и любовь проистекают из мудрости, как мифологические дочери от их матери Софьи. Однако в нашем мире, твердо стоящем на материалистическом основании (есть пищу и выделять переваренное с миллиардами микробов ежедневно), метания духа приводят нас зачастую к обращению этой последовательности вспять: для отдельно выбранного индивида истинная, непоказная, вера в сочетании с надеждой и любовью к собратьям и окружающему миру позволяют ему припасть к источнику истинной мудрости.
        Этот нелегкий процесс может занять годы самовоспитания, хотя склонность к самопознанию и самоусовершенствованию, на мой взгляд, нам даны или не даны в генетическом коде, переданном от отца и матери.  
        В романе «Возвращение в Эдем» автор попытался решить все вопросы мироздания единовременно, соединив вечные вопросы веры и отдавая предпочтение буддизму, с описанием мерзостного владычества  сегодняшнего уголовного мира над каждым жителем Старого и Нового света. В этой фантасмагории поиски истины подобны поиску черной кошки в темной комнате. Но чего только не может позволить себе талантливый писатель, которого мы знаем и как талантливого художника, признанного в обеих ипостасях!
        Введение в повествование говорящей головы, направляющей развитие событий в первой части романа, является рискованным ходом. Максима автора, которую мы читали и ранее: «Банальность истины не отменяет её правоты» – является искрой, поджигающей адскую смесь повествования. Через пять минут после начала чтения читатель теряет над собой контроль и начинает искренне верить, что отрезанная голова в бутылке способна жить, мыслить и совершать чудеса. Кстати, зовут её Ева (то есть праматерь наша). Аранжировкой чуда является волшебный сейф, изготовленный в Германии в 1935 году.
        В области фантастики трудно изобрести новое. Бутыль ничем не лучше волшебной лампы Алладина. Существо внутри лампы – некий джинн, способный совершать чудеса. Однако печать царя Соломона не позволяет джинну выбраться из бутылки. Ева легко дает оценки нашим знаниям, накопленным за всю историю человечества. Деньги, оказывается, не необходимая часть экономики, а вздор.  Пена цивилизации. После отрицания роли денег происходит резкий поворот в сторону инвективы против денег: «Культ денег – фетишизм импотентов. Эрос кастратов, мерзость и гадость».  Венцом откровений Евы является утверждение, что эволюции не существует. В обосновании приводится некая мутная мысль из буддистского учения с обязательным пристегиванием реинкарнации. Должен отметить, что многим филологам очень нравятся подобные«истины», содержащиеся в учениях восточных мудрецов, якобы совершающих чудеса перед заезжими туристами из Европы. К примеру, путем тренировок  погружения в нирвану монах способен воспарить над землей на высоту  30, 50, 60 …  сантиметров.  Должен вам сказать, что подобное «чудо» я сам наблюдал, когда некое устройство парило над столом, отталкиваясь от поверхности испускаемым «электронным ветром» и это было 50 лет назад в нашем П/Я.
        Влияние эзотерички Блаватской тоже нашло отражение в изречениях Евы – некий ансамбль: Меч-пентакль-огонь- вода. У Аристотеля были четыре стихии, но без астрологических выдумок. Самым ужасным, с точки зрения науки, является рассуждение Евы, что индейцы в лесах Амазонки являются потомками древней расы, которая освоила Космос и летала на Марс. Получается, что наше 8-миллиардное население гроша ломаного не стоит. Однако даже если мы исчезнем из-за космической катастрофы или из-за собственной глупости, после нас останутся ТАКИЕ артефакты, что пришельцы и через 50 тысяч лет скажут – была Высокоразвитая Технологическая Цивилизация, вот её останки! Почему-то эзотерики всё время подсовывают публике жареные факты типа: была раса высоких людей, до 9 метров ростом, вот отпечаток стопы в камне.  При этом игнорируются основы анатомии: при таком росте вес человека превышал бы тонну и позвоночник не выдержал бы такой нагрузки, пришлось бы снова встать на четвереньки.
        Но вернемся к роману. Сейф, сделанный в Германии, оказался машиной времени. Вот нравится нам путешествоаать во времени, наплевав на теорию относительности. Вот, Николай Васильевич Гоголь действительно был потрясающим фантастом. У него оживает портрет ростовщика, у него мачеха панночки превращается в черную кошку и обратно, у него нос покидает лицо коллежского асессора и начинает жить своей жизнью, у него колдун вызывает душу женщины и мучает её. Наверное, я далеко не всё перечислил.
        Кстати, я вспоминаю, что в темноте спальни нашего пятого отряда в лагере  мы тоже сочиняли «ужастики» вроде летающей Черной руки, которая мучила и убивала. Кажется, она  упоминается автором тоже.
        Наряду с перечисленными спорными идеями, вставленными в текст романа, есть и очень ценные типа: «Суть христианства в чувстве вины» (!!)
        Что же касается динамики повествования, описания природных катастроф, символических фигур, которые олицетворяют и жажду чистоты, и скорбь от нанесенных любимому человеку страданий, – тут, как говорится, Валерию Бочкову нет равных. Оторваться от текста просто нет сил.  

  • Категория
    Лит. критика
  • Создана
    Суббота, 25 марта 2023
  • Автор(ы) публикации
    АЛИК ТОЛЧИНСКИЙ