Отзыв о романе Валерия Бочкова

Отзыв о романе Валерия Бочкова "Возвращение в Эдем", часть 3

в части 3 отзыва рассмотрены основные концепции автора романа

 
  • 3

    Третья часть романа по законам жанра больших музыкальных произведений должна содержать бурный финал, который исполняется крещендо. Название третьей части – «Любовь».  В этой части больше, чем в двух предыдущих, символических фигур, чья жизнь и смерть имеет важный философский подтекст.
    В момент кризиса, когда главный герой теряет веру в возвращение к нему любимой женщины Веры, когда собственная жизнь теряет в его душе ценность, Ева поддерживает его, выводит его разум из тупика. Символом жизни и  красоты становится благородный олень, который появляется на опушке леса и отлично виден из окна дома.
    Он и Ева опять возвращаются к дискуссии о роли христианства в жизни человека.
    — Гениальность концепции в том, что в основу христианства положена вина. Как абсолют. Причем виноват каждый. И даже не в момент рождения, а раньше, гораздо раньше — сперматозоид твоего отца, проникающий в яйцеклетку твоей матери — уже тут все виноваты смертельно. И ты — еще эмбрион, хоть и не больше головастика, но грешен, грешен, грешен!
    Ева азартно фыркнула.
    — Но главная прелесть даже не в этом! Да! — и оцени степень иезуитства! То, чем эллины или какие-нибудь римляне занимались с невинностью кроликов, получая от процесса такое же целомудренное наслаждение, как от еды, питья или спортивных упражнений, внезапно превратилось в одно из главных прегрешений. Постыдных, грязных — вроде воровства. Самая здоровая эмоция, ключ к продолжению человеческого рода, стала гнусной мерзостью, о которой можно говорить лишь намеками и заниматься исключительно под покровом ночи. Тихо и, желательно, под одеялом.
    Автору тоже не нравится догмат церкви о первородном грехе, но ему уже опостылело подчеркиваемое превосходство Евы, которая не стесняется высказывать презрение ко всему человеческому роду, и который не смеет подняться в своих мыслях выше установленных наукой или властью пределов.
    Зашвырнув бутыль с Демоном в реку, герой отправляется опушкой леса домой. И тут вдруг в романе возникает тема финала:
    «Я шел по опушке соснового бора. Прежние хозяева обнесли этот кусок земли колючей проволокой. То ли тут когда-то паслись их коровы, а может быть, овцы, то ли заграждение адресовалось лесному зверью. Проволока проржавела, деревянные столбы сгнили и поросли мхом. Моя русская память, не отягощенная сельскохозяйственными образами, тут же выдала две ассоциации — тюрьма и война. Как же они нас выдрессировали! Ничего, кроме окопа или вышки с пулеметом, в голову даже и не пришло. Я тронул пальцем ржавую колючку. Интересно, а о чем думала Вера, глядя на эту проволоку? Все три года я обещал жене разобрать ограду. Три с половиной. Я подошел к столбу, пнул сапогом в основание, под мхом оказалась труха. Столб, покачиваясь, повис на проволоке. Гниль! Да тут даже и инструменты не нужны, голыми руками можно. Ну и ногами, конечно».
    Ржавая колючая проволока – это символ несвободы, это всё самое отвратительное, чем была богата наша жизнь в России. Герой не может себя сдержать, он должен сейчас же, не откладывая на будущее, разорвать эту ржавь, выдернуть столбы, он не замечает, что поранился, это его схватка с мировым Злом!
    Разметав эту ржавую дрянь, он идет к дому – и видит автомобиль своей жены Веры! Это награда за муки души, муки совести.
    Но ржавая проволока не сдается просто так. Она находит себе жертву – благородного оленя. Спасти его герой не в состоянии. И вдруг он слышит из уст Веры повторение фразы, которую говорила ему Ева:
    — Даже простую белку увидеть — такая радость. А если оленя, то у меня на целый день настроение особенное…
    Да, за всё в жизни приходится платить. За свободу, за счастье любить и быть любимым. Это закон. Человеку дана величайшая ценность – он помнит свое прошлое, в котором среди серых будней то там, то здесь вспыхивают искры памяти о счастливых днях или даже часах, минутах. Герой возвращается в детство. Мы знаем, где и как он жил, мы знаем, что он был счастлив с женщиной, которая бесследно исчезла из его жизни… Оказывается, что было в его мальчишеские годы много счастливых минут, которые он сейчас вспоминает, как величайшую ценность в своей жизни…   
        
    Когда-то великий Александр Дюма закончил роман «Граф Монте-Кристо» словами: Ждать и надеяться… Герой романа Валерия Бочкрва получает напутствие от Евы:
    —Люби, что делаешь. Делай, что любишь…
    Как говорится, – комментарии здесь излишни.                              

  • Категория
    Лит. критика
  • Создана
    Понедельник, 27 марта 2023
  • Автор(ы) публикации
    АЛИК ТОЛЧИНСКИЙ