Алексей Л Ковалёв

Алексей Л Ковалёв "Сизиф"

Это – по существу, первое в истории последовательное изложение в форме романа судьбы Сизифа.

 





  • Эта книга, в отличие от знаменитого эссе Альбера Камю, пьесы его соотечественника Робера Мерля и рассказа Всеволода Иванова, представляет собой первую в истории литературы попытку воспроизвести судьбу Сизифа - известного, но довольно загадочного персонажа греческой мифологии - в форме романа.
           Отдаленный образ, вот уже тысячелетия бессменно служащий основой расхожего выражения, становится близким, благодаря посредничеству еще одного героя романа - писателя и нашего современника, берущегося рассказать историю обреченного богами на вечные муки древнего грека. Тяжкая личная утрата заставляет его искать ответа на глубочайшие вопросы о жизни и смерти и вместе со своим героем, с которым он встречается лицом к лицу, приоткрыть завесу над этой тайной.

    СИЗИФОВ МЕТОД (Алексей Л. Ковалёв «Сизиф»)
    Самуил ЛУРЬЕ,
    Невское время. 06.08.2004

    Действительно роман. Действительно про Сизифа. Про того самого. Ставшего нарицательным. Олицетворением тщеты усилий.
    Но не пересказ мифа.
    Тем более что пересказывать и нечего, мифа о Сизифе не существует, сохранился лишь эпилог – показательная казнь, а равную по смыслу вину античные не придумали.
    Но и не беллетристика про древнегреческую жизнь.
    То есть отчасти все-таки она. Перелистываешь, уже прочитав, и замечаешь: вот мелькнул хитон, вот факел, вот посох... Поразительно мало таких слов; соответственно почти нет деталей, реалий, – отчего же остается чувство жары и простора, прозрачной и вязкой среды (то ли это воздух, то ли время), наизусть знакомого быта, неизменного, как обряд? И география – подобная памяти: словно паришь над этой самой Элладой на такой высоте, что видишь ее всю.
    Ни малейшей аффектации, крайне мало резких движений, размеренные голоса – все, как сквозь сон: лица, как облака, отблески мыслей, отзвуки характеров. И действуют словно бы не люди, а воли. Огромные прозрачные фигуры проходят одна за другой по линии горизонта.
    Вот, например, встреча Сизифа с Плеядами – одна из них станет его женой:
    «Сначала Сизиф их не увидел, как не увидел и самого Ориона. Это было только дыхание бури. Теперь же он во все глаза рассматривал сбившихся в кучку, пылающих румянцем, улыбчивых, перешептывающихся дев в воздушных голубых хитонах. Их было семь. Одна из них не улыбалась и выглядела бледнее остальных. Хотелось, протянув руку, увести ее, уберечь от дальнейшей погони. Но хоть и похожи они были на людей в своих поступках, Сизиф знал, что дела этих избранных вершились как-то иначе. Великан, громоздившийся за его спиной сейчас при дневном свете, был ведь еще и средоточием звезд в ночном небе, отрадным для глаз и полезным в земных трудах, предписывая их разумное чередование. Юноша замешкался, не в силах решить, видит ли он перед собой разбой и насилие, или эта длящаяся игра предвечных сил не предполагала разрешения и ничем не грозила девам и той единственной, от которой он не мог отвести взгляда».
    В высшей степени странное чтение.
    Чуть-чуть похоже на «Иосифа и его братьев»: тональностью и темпом. Но совсем другой эксперимент. Что-то вроде путешествия в глубь мозга, к тем его пластам или слоям, в которых погребен опыт первого контакта людей с богами. Или богов с людьми. След от удара молнии, пронзившей (если угодно – создавшей) материю, которая в ответ вскрикнула – человеческой мыслью.
    Реальность возникла как осознание самой себя. То есть бытие впало в бред раздвоения. В диалог с самим собой. То есть в миф. То есть в текст, превышающий человеческую речь.
    Цивилизация воспользовалась словесностью. А мифологическую реальность оставила шизофреникам да наркоманам.
    Так вот, нельзя ли, например, с целью написать роман и в процессе работы отвлечься от невыносимой душевной боли – войти в это особенное состояние, которое закодировано в поэтике мифа или, что то же самое, в его безумной логике? В состояние, так сказать, мифологического транса. И разузнать из первых рук, чего хотят от нас бессмертные, зачем терзают.
    А герой романа как раз и пишет роман – чтобы расшифровать эту (назовем ее Сизифовой) логику. Чтобы проникнуться Сизифовой правотой. Чтобы свою судьбу и непоправимую утрату разглядеть при посредстве бесчеловечной, но мощной Сизифовой оптики.
    Само собой, такой роман то и дело сбивается на трактат. О Боге, человеке и его счастье. С точки зрения вечности. В терминах суперсовременных.
    «Боги и демоны не бьют друг другу морды, не отсекают головы и детородные органы и не льют крови прежде всего потому, что ничем вышеперечисленным не располагают. Их противостояния носят не криминальный, но бытийственный характер, который при определенном ракурсе выглядит, может быть, еще ужаснее, чем смертельные людские разборки... Миф, вероятно, пытается в приемлемой, максимально смягченной форме передать обморочный ужас выпадения из Вечности, душераздирающие роды самого Отчаяния, осознающего, что нет более возврата, что жизнь, неразрывно связанная отныне со временем, только теперь в полной мере приняла обличье смерти...».
    В общем, перед нами – философское сочинение с попыткой мистического прорыва к истинам христианства через истины язычества. Это не совсем литература: нечто меньшее, нечто большее.
    Как пишет Елена Рабинович в послесловии: до сих пор не было мифа о Сизифе, а теперь, считайте, есть.
    Вот только – скажу от себя – очень уж он расплывчатый. Прямо как настоящий. Потому что кто же не Сизиф? Боюсь, что и в бизнес-плане самого Создателя... Молчу, молчу.

    Английскую версию романа можно приобрести здесь: https://www.amazon.com/Sisyphus-Alexey-L-Kovalev-ebook/dp/B079WJ3CLC/ref=sr_1_1?keywords=Alexey+L+Kovalev+Sisyphus&qid=1577316546&sr=8-1

    Русскую - здесь:
    Сизиф (купить)
    At ZAL Productions
    http://www.zal.us/shop_index.html


  • Категория
    Книги
  • Создана
    Пятница, 14 апреля 2023
  • Автор(ы) публикации
    Алексей Ковалёв