Валерий БОЧКОВ

Валерий БОЧКОВ "РУБЛЁВ КАК МОДЕЛЬ РУССКОГО МИРА"...

 
  • Валерий БОЧКОВ
    "РУБЛЁВ КАК МОДЕЛЬ РУССКОГО МИРА"
     (продолжение эссе)
           
     Три! Как же мила эта цифра для русской души! От «Трёх богатырей» Васнецова до тройки расстрельного трибунала Сталина. От неистовой Гоголевской тачанки и трёх карт безумного Германа до поллитры ханки, идеально разлитой по трём гранёным стаканам. В русской сказке будут непременно три сына, разумеется, младший окажется удачливым дураком и лентяем, который, собственно, и женится на царевне. Жар птица выронит три пера. Марья-кудесница исполнит три желания доброго молодца, которому в то же самое время предстоят три испытания. Трижды должен прокричать петух, прежде чем тьма рассеется и все упыри и вурдалаки испарятся.
     Самая знаменитая русская тройка — «Троица» Андрея Рублёва. Давайте сыграем в игру: представим, вы никогда не видели и ничего не слышали о ней. Если б вам на барахолке кто-то предложил купить эту икону долларов за триста, вы бы послали продавца матом. В музее вы бы прошли мимо, едва скользнув взглядом. Вы вряд ли повесили её у себя дома, ну, может, в коридоре или прихожей. 
     Почему? Ответ очевиден — её художественные достоинства ничтожны. Не говоря уже о том, что икона нарисована по трафарету и раскрашена буквально как те цифровые раскраски для художников-дилетантов. В контексте всемирной истории искусств «Троица» более всего напоминает художественную работу Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова, тот монументальный плакат, что они создали на теплоходе «Парижская коммуна».
     Я защищал диплом по итальянскому Возрождению. За сто лет до появления Рублёва на свет, великим Джотто уже была написаны фреска «Поцелуй Иуды» в капелле Дель Арена в Падуе и «Распятие Христа» в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Не поленитесь — посмотрите и сравните с Рублёвым. Сравните композицию, колорит, динамику фигур и драматизм портретов. Джотто сломал традицию иконописи, превратив двухмерное пространство византийской иконы в трёхмерное, его мастерство работы со светом и тенью сделало картину объёмной.
     Я уже говорил, что история искусств прекрасна своей взаимосвязанностью. На плечах Джотто стоят Рафаэль, Микеланджело и Леонардо, величайшие гении Ренессанса. Но суть Возрождения не только в художественном возвращении к античной эстетике, случился перелом в духовной культуре, сдвиг в сторону гуманизма и антропоцентризма. Человек потеснил бога и снова стал центром вселенной и мерой всех вещей.
     Проходимцы, которые называют себя искусствоведами, когда речь заходит о «Троице», предпочитают напустить тумана, они непременно вам скажут про магнетизм, который исходит от доски, обязательно упомянут «невероятную энергетику» иконы. Умение говорить чушь и при этом не смеяться безусловно относится к весьма востребованным талантам. Особенно, когда ты работаешь фокусником.           

    ВОЛШЕБНИКИ ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА

     Человек по своей природе наивен и простодушен. Он не просто верит в чудеса, он хочет в них верить. Поэтому, при известной ловкости, обмануть человека не так сложно. А уж русского объегорить — вообще раз плюнуть. 
     Мы, русские, лишь с виду европейцы, душой мы самые настоящие африканцы. В гиперборее лихой русской души камень иногда падает вверх, а злодей почти всегда женится на принцессе. Закон писан не для нас, теория вероятности придумана расчётливым евреем для прагматика-европейца, а вовсе не для бесшабашного румянорожего русского буяна, свято верующего в судьбу и рок. Наше пренебрежение логикой и здравым смыслом удачно компенсируется святой верой в чудо. Русское чудо — самое чудесное чудо на свете, оно не просто обходит законы природы, его суть заключается в прямом отрицании этих законов. Оно — чудо — перпендикулярно природе: физике, истории, логике и даже арифметике. Когнитивный диссонанс стал для русского человека не просто нормой бытия, он стал когнитивной гармонией. Мы вольготно оперируем в реальности абсурда; любой европеец давно бы уже свихнулся тут, а мы — нет, мы едем на дачку и жарим шашлыки, пьём водочку, рассуждая про курс евро, про гибель Европы и крах Америки. Ну да — херовато у нас, а у них, что — лучше? Вон геи и негры с феминистками супермаркеты грабят и статуи крушат — демократия, блин. Нет уж, спасибо.
     Русский человек веками выдрессирован, для него пребывание в гипнозе обычное состояние. Бред и абсурд — нормальная среда обитания. Зона комфорта, как выражаются психоаналитики. Выманить его оттуда в реальный мир — дохлый номер. Увы, в России зона комфорта всегда незаметно перетекает в тюремную зону.   
     Россия — фикция. Иллюзия и химера. Это невидимый град Китеж. Фата-Моргана. Творение, сотканное из дыма и отражений, из хмельного бреда диких варягов и детских обид прусских принцесс. Зависть, унижение, ненависть — вот главные ингредиенты этого творения. 
     Страна-муляж — так было всегда, так есть и сейчас. 
     Абсолютно всё там симуляция или имитация: тиран притворяется президентом, суд изображает правосудие, дума — парламент народных избранников, население играет роль граждан (впрочем, не очень убедительно). Есть муляж конституции, есть даже конституционный суд, вырезанный из картона и покрашенный гуашью. Стадо рабов имитирует армию, недоучки притворяются маршалами, министрами, философами и писателями. Воры выдают себя за титанов бизнеса. Душевнобольным поручили изображать журналистов. 
     Чекисты, захватив наконец власть официально и полностью, вывели демонстрацию иллюзий на новый уровень, их фокусы стали столь убедительны, что в них начали верить сами фокусники. Чего уж говорить про простодушное население самой России и доверчивых иностранцев.
     Парад иллюзий под названием «Русский мир» осуществлялся не по бредовым чертежам теоретиков-неудачников Бердяева и Ильина, основные рецепты были украдены у настоящих практиков — Гитлера и Геббельса. Практически все лозунги — это кальки призывов из Третьего Рейха, а главные принципы нацистской пропаганды «Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё верят» и «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой» воплощён русскими безукоризненно, пожалуй, даже успешней, чем в Германии. Уверен, в аду Йозеф Геббельс с нетерпением ждёт своих русских учеников, чтобы страстно поцеловать их взасос прямо в рот.  

    ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ     

  • Категория
    Эссе, статьи
  • Создана
    Вторник, 13 июня 2023
  • Автор(ы) публикации
    Валерий Бочков