Валерий Бочков

Валерий Бочков "ИСКУССТВО МРАКОБЕСИЯ" записки русофоба...

 


  • Валерий Бочков

    ИСКУССТВО МРАКОБЕСИЯ

    записки русофоба


    эссе


     Творчество — единственная божественная черта в человеке. Осознанная способность создавать то, чего раньше не существовало. 

     Продукт искусства или, выражаясь выспренне, «произведение искусства» — есть результат творческого действия наиболее одарённого мастера, созданный в момент наивысшего вдохновения. Данная формула верна для каждого вида искусства: для музыки, литературы, архитектуры, театра, кино и, разумеется, для изобразительного искусства. Именно о нём и пойдёт речь ниже.

     О продукте изобразительного искусства можно рассуждать с двух позиций: с точки зрения потребителя, то есть зрителя, и с точки зрения создателя, а именно, с позиции художника. Ещё есть взгляд критика-искусствоведа, но он лежит где-то посередине и часто выполняет социальную, политическую или персональную функцию. 

     Территория любого искусства является, точнее, должна являться в идеале, зоной тотальной свободы. Зритель обладает неотъемлемым правом окончательного приговора. Приговор выносится исходя из культурного уровня смотрящего, его вкуса (или отсутствия такового), душевного настроения и физического состояния. Вердикт этот сугубо индивидуален и сила его ограничена черепной коробкой смотрящего. Зритель вправе утверждать, что Церетели великий скульптор похлеще Родена. Или: портреты Шилова куда круче Рембрандтовых. Ценность подобных заявлений ничтожна и свидетельствует лишь о вкусовых пристрастиях говорящего.

     Оценка произведения искусства с точки зрения художника гораздо многосложней — комплексней. Художник, как и обычный зритель, не свободен от вкусовых пристрастий, но его взгляд — это взгляд профессионала: разглядывая Вермеера, он не просто — интуитивно — восторгается мастерством голландца, он подмечает как грамотно подобран колорит, и как идеально работает тёплая охра с холодным ультрамарином, и что тень глубока, но написана почти подмалёвком — и потому прозрачна, а свет наоборот пастозен, что в результате и создаёт ощущение света и объёма; и композиция выстроена таким образом, что взгляд невольно следует линиям перспективы, которые сходятся на главной фигуре полотна. Художник примечает, как Вемеер загрунтовал холст и, что грунтовка была не светлой, а тёмной, с добавлением сиены, и, что по фону мастер работал плоским флейцем, оставляя мазки, которые передают грубую фактуру стены, а лицо и руки прописаны идеально гладкой лиссеровкой.

     Я заканчивал московский худграф в былинные времена, когда на кафедрах рисунка и живописи преподавали настоящие художники старой школы, владевшие ремеслом и умевшие научить этому ремеслу. Кроме живописи и рисунка мы изучали секреты композиции, нам преподавали дизайн, станковую и книжную графику, майолику, чеканку, скульптуру, анатомию, но самое главное, все пять лет мы штудировали историю искусства. Историю искусства человеческой цивилизации от пещерных рисунков до наших дней нам читали талантливые педагоги, их лекции завораживали, превращая пыльное прошлое в увлекательное приключение. Более того, история искусства человечества выстраивалась в логичную взаимосвязанную череду событий, когда каждое последующее явление основывалось на предыдущем, а новый мастер достигал вершины, вставая на плечи своего гениального предшественника.


    ТРИУМФ ВОЛИ


     Преемственность искусства, взаимосвязанность эпох и течений наглядно демонстрируют эволюцию интеллекта, мастерства и вкуса человечества. Основой западноевропейской цивилизации и культуры, включая и искусство, является эллинизм, который возник из взаимопроникновения древнегреческой, вавилонской, древнееврейской, персидской. Квинтэссенция человеческой сути и общества: философия, юриспруденция, математика, медицина, астрономия, драма и литература, театр – можно продолжить – всё появилось тогда. Но главное открытие – концепция демократии. Впервые тогда были провозглашены ценности демократии: законность, равенство, права человека, консенсус, плюрализм.

     Греки, эти горделивые и болтливые эгоисты, они стали первыми свободными людьми за всю историю человеческой цивилизации. За каких-то пятьдесят лет Афины, город-государство в несколько сотен тысяч жителей, создало условия для появления и реализации таких личностей, как Перикл, Эсхил, Софокл, Аристофан, Сократ, Фидий – абсолютно уникальное созвездие гениев, явление уникальное в истории человеческой цивилизации. Вы скажете – Ренессанс, сколько гениев и какого калибра там? Да, безусловно, но Ренессанс стал Возрождением именно греческих идеалов. Практически всё, что мы именуем «классическим», было придумано, осознано и применено тогда и там – в античной Греции.

     Что же стало причиной? Чем отличались греки от других – тех же персов и египтян? Ответ высечен над входом храма Дельфийского оракула: «Человек – познай себя!». Да-да именно так, а вовсе не «Бойся богов» или что-то в том же роде.

     Человек стал мерой всех вещей в Греции. Человек свободный и мыслящий, человек, раскрывающий все свои возможности – физические, интеллектуальные, творческие. Философ, побеждающий в состязаниях дискоболов, поэт, выигрывающий марафон, астроном – чемпион среди борцов. Время торжества красоты, ума и силы. Эпоха идеальной гармонии.

     Гуманизм стал религией общества. Греческие боги знали своё место. Тут, в Греции, не было Моисея, который спустился с горы Синай и принёс заповеди от всемогущего Бога. Законы жизни создали люди – Солон, Перикл, другие граждане Афин. Не было и Библии, греческую библию писал Гомер – он же поимённо назвал всех богов и указал круг их полномочий. Весьма ограниченных полномочий: характерно, что греческие боги, включая главного – Зевса – подчинялись Мойрам, заведующим судьбами и людей тоже. Отец медицины Гиппократ говорил: «Удивительная глупость объяснять болезни и природные катастрофы вмешательством каких-то богов».

     Афинский гражданин не только имел право участвовать в общественной жизни государства, это было его главной обязанностью. Ответственность за принятие решений ложилась на каждого. Золотое правило христианства «Не пожелай другому, чего не желаешь себе» греки осуществили за пятьсот лет до рождения Христа. Воля – свобода в принятии решений плюс ответственность за их результат – никогда раньше, да, пожалуй, никогда позже не возносилась на такую высоту в человеческом обществе, никогда не звучала столь громко и так гордо.


    ГИМН ГЛУПОСТИ

     

     Если смести всю шелуху и обнажить суть, то квинтэссенцией любого государства является цена человеческой жизни. Гражданин должен находиться в центре сложной машины государственного устройства, в его интересах эта машина должна работать. Причём, работать здесь и сейчас. Политики, которых выбирают граждане, на деле не больше, чем обычная обслуга этой машины. Тривиальные механики — не более того. Их единственная задача — обслуживать эту машину: смазывать правильным распределением налогов, менять фильтры новых законов, чистить свечи и проверять гидравлику тормозов своевременных поправок.

     Если вы когда-нибудь бывали на советском автосервисе, на Варшавке, допустим, или на Каширке, то у вас есть чёткое представление о морально-этическом кодексе автомеханика. Я не утверждаю, что все автомеханики жулики и воры, я говорю лишь о том, что в условиях отсутствия контроля и безнаказанности, автомеханик, скорее всего, начнёт воровать и брать взятки. Появится узкий круг «своих» клиентов, остальные будут обмануты, обобраны и унижены. 

     С политиками история точно такая же. 

     Сакрализация государства — самы примитивный способ воровства. Как только государство превращается в святыню, как только обычный гражданин выкидывается из центра государственного устройства и его место занимает Бог, Аллах, Светлое Будущее, Великий Рейх, Русский мир — пиши пропало: будь уверен, сейчас начнут воровать по-крупному. 

     Концепция государства — фикция. Это — химера и оптическая иллюзия. Это обычный фокус, умело созданный при помощи зеркал и дыма. Великий и ужасный Гудвин — лысоватый мужичок за шторкой, ловкий пройдоха, случайно заброшенный в Изумрудный Город. 

     Пример хотите — пожалуйста. Великая Российская империя рухнула, как фанерная декорация. Русский мужик, этот нехитрый коктейль из трёх ингредиентов: Вера, Царь и Отечество (под последним понимается кастовая схема), не моргнув глазом, этот самый русский мужик объявил вне закона и лишил всех гражданских прав правящее сословие, начал громить церкви и резать попов, сверг царя, взял его в плен, а после и убил всю семью вместе с детьми и челядью.

     Большевики начали показывать народу новый фокус — Коммунизм. Народ был в восторге, он тут же забыл о своей богоизбранности, патриархальности и прочем мусоре, который и был самой сутью «великой империи» — её главным стержнем и высшим смыслом.

     Разумеется, можно во всём обвинять большевиков, Ленина, Троцкого, но чего тогда стоит сам народ? Русский народ невежествен, дик и консервативен, он тяжёл на подъём, ненавидит перемены и обожает стабильность, в чём бы эта стабильность не выражалась — в нищете, в бесправии, в казнях и пытках.

     По убеждению русофилов русский народ обладает некой особо качественной духовностью. Эта русская духовность гораздо крепче духовности какого-нибудь голландца или англичанина, не говоря уже про француза или итальянца. Принято считать, что отрицательная селекция, проведённая большевиками и коммунистами, подпортила генофонд нации и духовность нынешнего россиянина пожиже, чем сто лет назад.

     Это полная чушь. Уточню — нынешнее вырождение нации налицо, достаточно послушать речи и поглядеть на портреты обитателей Кремля и Рублёвки: если у элиты нации такой язык и такие лица, то чего уж требовать от простого гражданина из Челябинска. Не согласен я с утверждением насчёт былой духовности. 

     Никакой духовности не было. Была холуйская психология — хозяин всегда прав. Было рабское сознание — молчи, а то будет ещё хуже. Большевики, нечаянно захватившие власть и удержавшие её по недоразумению, тут же были признаны народными массами новыми хозяевами России. Ленин, призывая покончить со старым миром, имел в виду в том числе и тотальное уничтожение абсолютно всех духовных основ Российской империи. И в первую очередь, нравственных основ общества: ценности веры, семьи, дружбы, труда, межчеловеческих отношений на всех уровнях.

     На смену общим чертам русского национального характера пришла невнятная концепция интернационализма и пролетарской солидарности.

     Исторические события были вывернуты наизнанку и получили прямо противоположную трактовку: вчерашние герои и кумиры оказались подлецами, на пьедестал поставили убийц и террористов.

     Общие национальные и культурные традиции были объявлены устаревшими и вредными.

     Язык царской России оказался устаревшим и требовал немедленной реформации, все бывшие достижения культуры были подвергнуты классовой цензуре, произведения, по тем или иным причинам, не соответствующие революционным нормам, оказались под запретом.

     Если просто перечислить все преступления, все глупости и все подлости новой власти, то получится многотомный труд. Я приведу лишь один пример: Ильинский сквер, часовня-памятник героям Плевны. Часовня была построена на народные пожертвования, чтобы почтить память русских гренадёров, погибших в войне с турками. После революции часовня была переделана в общественный сортир.


    ИМИТАЦИЯ ЖЕРТВЫ


     Так и хочется порвать на себе одежды и воскликнуть: О, Россия! Сколько же страданий выпало на долю русского народа! Сколько мук! Сколько испытаний! Моря крови и реки слёз. Будь ты проклят, Владимир Ленин, гори в аду Иосиф Сталин, чтоб ты сдох, Владимир Путин!

     Пафос такого сорта понятен, но не очень логичен.  

     Доносы, пытки и казни, Гулаг и Голодомор, раскулачивание и депортация целых народов, захват чужих земель и оккупация, международный терроризм и наркоторговля — для осуществления таких действий нужны серьёзные людские ресурсы. Кто же эти подлецы и садисты, откуда они взялись на нашу бедную русскую голову? Может, то солдаты блока НАТО или наёмники проклятых англосаксов? Татаро-монгольская орда? Или полчища гитлеровцев и бандеровцев? Кто эти нелюди? Кто? 

     Увы, мой друг, этот колокол звонит по тебе. Если у тебя в кармане паспорт с двуглавым орлом, то ты часть той чёрной силы, которая, стремясь творить зло, всегда это зло и творила. Ты никогда не поддерживал Путина и даже ходил с белой ленточкой и светил фонариком в ночное небо — я понимаю, насколько сейчас тебя переполняет обида и горечь. Я согласен — несправедливо. Но ты живёшь на земле не первый день и знаешь, что справедливость не является принципом устройства нашего мира. Каждый гражданин России является соучастником преступлений государства, власть творит преступления и от твоего имени тоже.

     Инфантилизм — не самое убедительное оправдание. Можно, конечно, симулировать слабоумие, поскольку другого объяснения непонимания ситуации не найти. Эта власть четверть века демонстрировала свою людоедскую сущность — снова, снова и снова опять. Но ведь ты только что купил классную квартиру, бизнес идёт в гору, жена и новая девчонка-секретарша, к тому же старенькая мама — как же без мамы! А крутой новенький Лексус? И поездка на Мальдивы? А дача? А шашлыки? А могилы предков и дым отечества? Всё это бросить? Бросить и уехать только потому, что у власти садист, убийца и тиран? Ну ты даёшь! Кстати, там тоже не сахар. Коррупция, власть монополий, всем заправляют геи и лесбиянки. Да и кому мы там нужны?            

              

    ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ ДЛЯ ИДИОТОВ

        

        Ницше был одним из первых, кто ввел формулу «смысл жизни». Но эту формулу он модифицировал как вопрос о «ценности жизни». Что есть ценного в жизни, чем она вообще ценна — так ставил вопрос Ницше. Он полагал, что ответить на этот вопрос можно не умозрительно, а так сказать жизненно, т. е. не теорией, а экзистенцией. Поэтому следует обращать внимание не на то, что люди говорят, а на то, как они живут. Не на слова, а на дела.

     Человек — мера всех вещей. Жизнь человека — высшая ценность. В основе государства должна лежать идея гуманизма. Гуманизм — система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально удобной и безопасной. 

     Как только ты слышишь, что государство объявляет главной ценностью и основной целью величие нации, светлое будущее, тысячелетний рейх, коммунизм, славянский мир или исламское царство, ты должен задать себе два исконно русских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?».

     Виноват, как всегда, тот самый пройдоха за ширмой, случайным ураганом заброшенный в Изумрудный город. Гудвин, Великий и Ужасный, — он меняет имена и лица, но остаётся всё тем же базарным фокусником. 

     Каждый народ заслуживает того правителя, которого имеет. Это аксиома. Народ, которому правитель не нравится, избирает нового, а если правитель не уходит, то подданные устраивают ему Французскую или Февральскую революцию, Майдан или Арабскую весну. В этом случае упрямому тирану выпадает участь Марии-Антуанетты, Каддафи или Чаушеску. 

     Вопрос «Что делать?» нужно начать с предупреждения, которое пишут на табличках, что я видел на диких пляжах в Гавайях: «Внимание — акулы. Ты купаешься на свой страх и риск».

     Каждый человек несёт полную ответственность за свои поступки. Человек обладает свободой воли и свободой выбора. Собственно, в этом суть понятия экзистенциализм. Когда человек говорит «У меня не было другого выбора» — это ложь: выбор был, просто другие варианты человеку не очень нравились по тем или иным причинам. Тот же человек непременно добавит скорбно: «Лично я сделал всё, что мог: я был на Болотной, надевал белую ленточку, бесстрашно светил фонариком в ночное небо». Действительно — ну а какие ещё могут быть средства борьбы с диктатурой.

     У меня есть нехитрая теория, звучит она так: «Если процент активных идиотов в стране превышает число 33, то из такой страны нужно уезжать. Идиоты непременно выберут себе правителем подлеца». Так случилось в Германии в 1933 году, история повторилась с Путиным в двухтысячном. Причём, за второго проголосовал гораздо больший процент, чем за первого. 

     Я понимаю, что бросить всё и уехать не так просто. Испытал на собственной шкуре. Начинать с нуля в чужой стране — не сахар. Но ты спасаешь не только себя, ты спасаешь своих детей, своих будущих внуков и правнуков. Лет через сто твой потомок будет смотреть на фото и шептать, глотая слёзы: «Спасибо деду за победу».

     Можно, конечно, остаться. Можно убедить себя, что другого выхода нет. К тому же — родина, берёзки, дача и шашлычки — ничего, прорвёмся. А дети, а внуки? Ничего, привыкнут, вон, мы при совке жили и нормалёк, не жалуемся. Самый вкусный пломбир опять же.

     Россия антигуманна в своей сути, будь то царизм, коммунизм или банальная клептократия, устройство страны всегда направлено на подавление личности. Вплоть до уничтожения. Российскому государственному механизму нужны исполнительные и согласные граждане. Если ты гражданин России, у тебя есть выбор быть (или же прикинуться) идиотом, ещё есть вариант стать подлецом и включиться в патриотический процесс, или, наконец, добровольно превратиться в жертву режима, со всему последствиями от хронического алкоголизма до срока в колонии строгого режима.

     Да, и ещё: не надо вести жаркие диспуты с людьми, которые уехали. Повторяю — каждый принимает своё решение и несёт полную ответственность за последствия этого решения. Лучше, поговорите на эту тему со своими детьми. Впрочем, рано или поздно они сами поговорят с вами об этом. Готовьте аргументы. 




    ЧУЛПАН-ЭФФЕКТ


           

     Адмирал Колчак известен фразой: Не трогайте извозчиков, проституток и актёров. Они служат любой власти.

     Допустим, у вас есть паровой котёл. Вы следите за давлением пара внутри. Если давление превысит критический порог, то котёл взорвётся. Поскольку, котёл принадлежит вам, то такой исход явно нежелателен — вы точно не хотите лишиться такого чудесного котла. Уменьшить огонь под котлом не входит в ваши планы, у вас есть две опции: открыть клапан и стравить пар или же заклепать котёл покрепче.

     Болотная площадь оказалась последним шансом России остаться цивилизованным государством. До Болотной тирания стравливала пар, после Болотной начала заклёпывать котёл намертво. Кремль понял, что если бы народ не подчинился полиции и вместо Болотной пошёл на Кремль и Лубянку, то фамилию Путин сегодня вряд ли кто-то вспомнил.

     Чекисты не сильно разбираются в котлах, но они профессионалы в области обмана, подкупа и шантажа. Не считая убийств, это является их основной работой. Человека можно подкупить, запугать или убить — вот кредо чекиста. Кремлю без особого труда удалось создать фиктивную — системную — оппозицию: политики, актёры, журналисты и писатели бесстрашно критиковали власть, выпуская пар недовольства либеральной части страны. Критика дозволялась в конкретных рамках и каждый путинский либерал точно знал эти рамки. Абсолютным табу была тема свержения тирана, тема народного восстания, тема революции.

     «Если стоит выбор между Путным и революцией, я выбираю Путина!» — страстно заявляла актриса с простым и честным русским лицом. 

     Каждый, кто призывал к насильственной смене власти, тут же становился врагом не только Кремля, но «системной оппозиции» путинских либералов. 

     Кстати, та самая актриса, которая пугала кровью и революцией, давно уже уехала из России и удачно устроилась в прибалтийском театре с гастролями и бенефисами по всему миру. Я её не осуждаю — тут самое время вспомнить слова белого адмирала.      


    РЕБРО АДАМА


     Понятие «дегенерат» я буду использовать далее не как ругательство, а как медицинский термин, обозначающий невежественного человека с низким интеллектуальным уровнем и без устойчивых моральных принципов. Аморальный невежда как правило не обременён совестью, устройство его мира элементарно: сила-деньги-власть. На вопрос: в чём сила, брат? Он без запинки ответит: сила в правде. Под «правдой», конечно, подразумевается его личная позиция. 

     Дегенерат не склонен к рефлексии. Он чертовски упрям и дьявольски хитёр, он болезненно самолюбив и мстителен. Он никогда и ничего никому не прощает. Карьеру дегенерату делать гораздо проще, чем человеку с честью и совестью. Дегенерат не брезглив и исполнит любую гнусность не моргнув глазом. Поэтому дегенерата прикармливают и держат рядом.

     Дегенерат боится людей умных и образованных, он ненавидит честных и принципиальных. Поэтому его окружение состоит из моральных уродов и идиотов. Их экзистенциальное кредо выражается парой формул: Если такой умный, чего не богатый? И: Тот, кого нельзя купить за деньги, можно купить за большие деньги». 

     Вам хочется возразить мне: ну не может нормальной страной управлять дегенерат. Соглашусь с вами: нормальной точно не может, а вот дегенеративной страной запросто.

     Главной ошибкой коммунистических режимов было упорное желание не выпускать мятежных граждан из страны. Рухнувшая стена в Берлине стала главным символом краха идеи коммунизма не только в Европе, но и во всём мире, включая СССР. 

     Дегенераты плохо знают социологию и историю, но они обладают животным чутьём и уличной смекалкой. Зачем держать диссидентов в стране — пусть едут куда глаза глядят. Оставшихся можно подкупить, обдурить или запугать. Самых упрямых придётся убить в назидание другим. 

     Идеология коммунизма умерла, её нужно было чем-то заменить. Задача сложная, особенно когда ты окружил себя дураками и невеждами. Новую идеологию России мастерили из того, что оказалось под рукой: из мракобесия и страхов, расизма и нацизма, из ксенофобии, из латентного гомосексуализма и педофилии. Всё это кое-как нанизали на пещерное православие, покрыли лаком фиктивной истории и назвали «Русской идеей».

     А можно ли создать диктаторский режим без культуры вовсе? Заменив эту самую культуру винегретом из масскульта, попсы, имитации религии, пропаганды и инфантильных заклинаний с использованием малопонятных слов вроде «скрепы» и «глубинный народ»? 

     Оказалось — элементарно. Вместо балета будет чечётка, вместо Чайковского — мурка да яблочко, в филармонии — балалайка и соло на деревянных ложках.  Единственное, что нынешние начальники умеют строить — это бараки. Витражи в окнах барака, согласитесь, будут выглядеть глупо. Смешно расписывать стены барака фресками. Можно украсить помещение вырезками из журнала, если к тому времени они ещё будут выходить.

     Свободный человек вряд ли согласится жить в бараке, он просто уедет. В бараке будут жить рабы. Раб — это не человек лишённый свободы, раб — это человек, лишённый человеческого достоинства. Ожидать от раба научных открытий и технических прорывов может лишь наивный. Даже простой трудовой энтузиазм весьма сомнителен.

     Но дегенерата у власти нюансы подобного рода не интересуют — его интересует лишь власть. Ради этого он готов на всё.     

            

      ОТЕЦ, СЫН И ДУХ СВЯТОЙ


     В Москве у меня был старый товарищ. Прошедшее время употребляю не потому, что он умер, а потому, что 24-го февраля 2022 года во время нашего телефонного разговора мой товарищ — назовём его для простоты Олегом — сказал мне две странных фразы: во-первых, что с сегодняшнего дня он больше не еврей, а русский, а во-вторых, будь он помоложе, то непременно записался бы добровольцем и пошёл защищать родину от укрофашистов, наркоманов и гомосексуалистов Киева.

     Портрет «ватника» нарисовать просто: лицо потёртое и лысоватое, образование — очень среднее. Ковёр на стене, линолеум на полу, в одном углу — Соловьёв в телевизоре, в другом — Божья матерь с лампадкой. На столе литр водки и селёдочка с лучком; квартирка тесная — можно переплюнуть.

     Это не Олег. Олег добр, вальяжен и умён, он — почти интеллектуал, он начитан и остроумен. По памяти цитирует Стругацких и Жванецкого, поёт красивым баритоном песни Синатры, уморительно рассказывает еврейские анекдоты. Его отец был профессор, а дедушка дантист, сам Олег доктор экономических наук. Олег был невероятно успешен в бизнесе, владел десятками магазинов по стране, сейчас он ушёл на покой, живёт на даче и выращивает редкие сорта роз. Вечерами, сидя на террасе, попивает хороший скотч и любуется на закат. Сосед справа — таможенный начальник, сосед слева — генерал.

     Мы не виделись лет пятнадцать, Олег не изменился ничуть — всё тот же балагур, добряк и рубаха-парень. Единственное, что меня поразило — неожиданная религиозность. Олег умело крестился, знал все окрестные церкви, покупал свечи пучками и грамотно расставлял их у разных икон.

     Я ничего не имею против учения Христа, многие из его идей мне симпатичны. Когда я делал иллюстрации к Евангелию, немецкий издатель отправил меня в командировку в Израиль. Собственными глазами увидеть Гефсиманский сад, вдохнуть жаркий воздух пустыни Армагеддона, опустить руки в воду реки Иордан на том самом месте где Предтеча крестил Иисуса, пройти по извилистым улочкам старого Иерусалима от Претории до Голгофы — да, ощутить своими пятками те же самы булыжники, по которым ступал Христос — ощущения невероятные и незабываемые. Помнится, где-то под Вифлиемом, меня пронзило осознание абсолютной реальности существования Христа. Фигура Ленина ощущается в Москве или Питере гораздо мифичней, чем Иисус на Святой земле.   

     А вот к церкви, как к институту по дистрибуции религии, у меня отношение другое. Вера в Бога не нуждается в посредниках. Сам Христос, думаю, поддержал бы меня, именно он убеждал, что храм божий нужно строить в душе своей. Не буду утомлять банальными фактами из послужного списка церкви, все знают про крестовые походы, инквизицию, охоту на ведьм и еретиков. Русская православная церковь побила все рекорды лицемерия: после революции она превратилась в отделение тайной полиции. Генерал Калугин в застольном разговоре гордо заявлял, что сохранение церкви в СССР — заслуга КГБ, что только благодаря его конторе, религиозные институты не были уничтожены полностью. 

     После краха коммунистической идеологии, чекисты снова вспомнили про церковь. Православие оказалось самым крепким стержнем, на который так удачно нанизывались все бредовые компоненты «Русской идеи». И пусть вас не смущает эклектичность и отсутствие логики, «Русская идея» так и задумывалась. Это концепция буфета в отеле средней руки в Анталии или какой-нибудь Хургаде. Тут есть снедь на любой вкус и аппетит — от лангустов под жгуче острым соусом до диетического творога: для зоологических нацистов — идея превосходства русской нации, для патриотов — величие славных побед, для поклонников истории — былинные сказки, для всех остальных — малиновый благовест и золотые купола.

     Православие в руках власти — отличный инструмент дрессировки. Послушание и смирение — вот чему учатся прихожане в русской церкви. Поп говорит словами бога, слова эти, казалось бы, летят с самых небес, но если вслушаться, то они очень напоминают речи, доносящиеся из Кремля.       

                                  

    РУБЛЁВ КАК МОДЕЛЬ РУССКОГО МИРА

            

     Три! Как же мила эта цифра для русской души! От «Трёх богатырей» Васнецова до тройки расстрельного трибунала Сталина. От неистовой Гоголевской тачанки и трёх карт безумного Германа до поллитры ханки, идеально разлитой по трём гранёным стаканам. В русской сказке будут непременно три сына, разумеется, младший окажется удачливым дураком и лентяем, который, собственно, и женится на царевне. Жар птица выронит три пера. Марья-кудесница исполнит три желания доброго молодца, которому в то же самое время предстоят три испытания. Трижды должен прокричать петух, прежде чем тьма рассеется и все упыри и вурдалаки испарятся.

     Самая знаменитая русская тройка — «Троица» Андрея Рублёва. Давайте сыграем в игру: представим, вы никогда не видели и ничего не слышали о ней. Если б вам на барахолке кто-то предложил купить эту икону долларов за триста, вы бы послали продавца матом. В музее вы бы прошли мимо, едва скользнув взглядом. Вы вряд ли повесили её у себя дома, ну, может, в коридоре или прихожей. 

     Почему? Ответ очевиден — её художественные достоинства ничтожны. Не говоря уже о том, что икона нарисована по трафарету и раскрашена буквально как те цифровые раскраски для художников-дилетантов. В контексте всемирной истории искусств «Троица» более всего напоминает художественную работу Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова, тот монументальный плакат, что они создали на теплоходе «Парижская коммуна».

     Я защищал диплом по итальянскому Возрождению. За сто лет до появления Рублёва на свет, великим Джотто уже была написаны фреска «Поцелуй Иуды» в капелле Дель Арена в Падуе и «Распятие Христа» в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Не поленитесь — посмотрите и сравните с Рублёвым. Сравните композицию, колорит, динамику фигур и драматизм портретов. Джотто сломал традицию иконописи, превратив двухмерное пространство византийской иконы в трёхмерное, его мастерство работы со светом и тенью сделало картину объёмной.

     Я уже говорил, что история искусств прекрасна своей взаимосвязанностью. На плечах Джотто стоят Рафаэль, Микеланджело и Леонардо, величайшие гении Ренессанса. Но суть Возрождения не только в художественном возвращении к античной эстетике, случился перелом в духовной культуре, сдвиг в сторону гуманизма и антропоцентризма. Человек потеснил бога и снова стал центром вселенной и мерой всех вещей.

     Проходимцы, которые называют себя искусствоведами, когда речь заходит о «Троице», предпочитают напустить тумана, они непременно вам скажут про магнетизм, который исходит от доски, обязательно упомянут «невероятную энергетику» иконы. Умение говорить чушь и при этом не смеяться безусловно относится к весьма востребованным талантам. Особенно, когда ты работаешь фокусником.           


    ПОДПОЛКОВНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА


     Человек по своей природе наивен и простодушен. Он не просто верит в чудеса, он хочет в них верить. Поэтому, при известной ловкости, обмануть человека не так сложно. А уж русского объегорить — вообще раз плюнуть. 

     Мы, русские, лишь с виду европейцы, душой мы самые настоящие африканцы. В гиперборее лихой русской души камень иногда падает вверх, а злодей почти всегда женится на принцессе. Закон писан не для нас, теория вероятности придумана расчётливым евреем для прагматика-европейца, а вовсе не для бесшабашного румянорожего русского буяна, свято верующего в судьбу и рок. Наше пренебрежение логикой и здравым смыслом удачно компенсируется святой верой в чудо. Русское чудо — самое чудесное чудо на свете, оно не просто обходит законы природы, его суть заключается в прямом отрицании этих законов. Оно — чудо — перпендикулярно природе: физике, истории, логике и даже арифметике. Когнитивный диссонанс стал для русского человека не просто нормой бытия, он стал когнитивной гармонией. Мы вольготно оперируем в реальности абсурда; любой европеец давно бы уже свихнулся тут, а мы — нет, мы едем на дачку и жарим шашлыки, пьём водочку, рассуждая про курс евро, про гибель Европы и крах Америки. Ну да — херовато у нас, а у них, что — лучше? Вон геи и негры с феминистками супермаркеты грабят и статуи крушат — демократия, блин. Нет уж, спасибо.

     Русский человек веками выдрессирован, для него пребывание в гипнозе обычное состояние. Бред и абсурд — нормальная среда обитания. Зона комфорта, как выражаются психоаналитики. Выманить его оттуда в реальный мир — дохлый номер. Увы, в России зона комфорта всегда незаметно перетекает в тюремную зону.   

     Россия — фикция. Иллюзия и химера. Это невидимый град Китеж. Фата-Моргана. Творение, сотканное из дыма и отражений, из хмельного бреда диких варягов и детских обид прусских принцесс. Зависть, унижение, ненависть — вот главные ингредиенты этого творения. 

     Страна-муляж — так было всегда, так есть и сейчас. 

     Абсолютно всё там симуляция или имитация: тиран притворяется президентом, суд изображает правосудие, дума — парламент народных избранников, население играет роль граждан (впрочем, не очень убедительно). Есть муляж конституции, есть даже конституционный суд, вырезанный из картона и покрашенный гуашью. Стадо рабов имитирует армию, недоучки притворяются маршалами, министрами, философами и писателями. Воры выдают себя за титанов бизнеса. Душевнобольным поручили изображать журналистов. 

     Чекисты, захватив наконец власть официально и полностью, вывели демонстрацию иллюзий на новый уровень, их фокусы стали столь убедительны, что в них начали верить сами фокусники. Чего уж говорить про простодушное население самой России и доверчивых иностранцев.

     Парад иллюзий под названием «Русский мир» осуществлялся не по бредовым чертежам теоретиков-неудачников Бердяева и Ильина, основные рецепты были украдены у настоящих практиков — Гитлера и Геббельса. Практически все лозунги — это кальки призывов из Третьего Рейха, а главные принципы нацистской пропаганды «Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в неё верят» и «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой» воплощён русскими безукоризненно, пожалуй, даже успешней, чем в Германии. Уверен, в аду Йозеф Геббельс с нетерпением ждёт своих русских учеников, чтобы страстно поцеловать их взасос прямо в рот.       

         


    ЛАПТИ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ

       

     В основе любой теории превосходства лежит комплекс собственной неполноценности. И чем глубже сидит недуг, тем затейливей амбиции пациента. Тем истеричней аргументация, тем агрессивней — вплоть до рукоприкладства. 

     Почти четверть века я живу в Америке. До этого много и подолгу жил в Голландии — там у меня много друзей. Жил и работал в Англии и Шотландии, друзья есть и там. Бывал, конечно и в Германии, и во Франции, и в Италии и даже в Люксембурге.

     Ни разу ни один англичанин в любой степени опьянения, а пить британцы умеют не хуже русских — поверьте, не пытался мне доказать, что литература Британии самая крутая в мире, поскольку у них есть Шекспир. Да и ещё Конан Дойл, Киплинг с Байроном впридачу.

     Голландцев не так много, население Нидерландов не больше Москвы с окрестными деревнями. Однако, вклад фламандских живописцев в мировую историю искусства невероятно значителен, причём, на протяжении многих веков. От Брейгеля до Ван Гога. Не говоря уже о Рембрандте, Вермеере и Хальсе. Ни один голландец или голландка (там очень симпатичные девицы, кстати, хоть и высоковаты, на мой взгляд) не пытались убедить меня в глобальном превосходстве их живописи.

     Немец не станет драться, если вы не признаете Баха, Моцарта или Бетховена величайшими композиторами всех времён и народов.

     Итальянцу вообще плевать, что вы думаете по-поводу росписи Сикстинской капеллы. Ваше отношение к Дали и Веласкесу вряд ли заинтересует испанца. 

     Французам в принципе плевать на ваше мнение по любому вопросу.

     Американец даже не поймёт предмета разговора.

     Почему?

     Причины две. Во-первых, гордыня — один из смертных грехов за который запросто можно угодить в ад.

     Во-вторых, так называемое «чувство национальный гордости» — средневековый атавизм. Пережиток дремучих веков. Бахвалиться длиной копья и быстротой стрелы перед племенем из соседнего леса было рационально, соседи дважды подумают, прежде, чем рискнут напасть на вашу пещеру.

     Западная цивилизация сегодня настолько переплетена и взаимосвязана — культурно, экономически, политически, идеологически, в военной сфере, что анализировать состав крови для определения национальности партнёра станет делать только сумасшедший. Западом правит здравый смысл — почти всегда, но, безусловно, там есть над чем работать. Для проявления рудиментарных эмоций общинно-племенного характера оставлен спорт. В быту и в бизнесе цивилизованный человек, даже имея самое длинное копьё, не станет им хвастаться.  

     С русскими история другая.

    (конец первой части)

  • Категория
    ЭССЕ
  • Создана
    Суббота, 17 июня 2023
  • Автор(ы) публикации
    Валерий Бочков