Обложка этой публикации явно иллюстрирует diversity!
Алексей Ковалёв
Да. Может быть uniform diversity или diverse uniformity?
2 года/лет назад
Теория деградации и вымирания бесполезного большинства - свежая струя в современном гуманистическом климате, рассматривающем жизнь каждого человека, независимо от его сущности, как высшую ценность. Закон жизни, видимо, не гуманизм и всеобщее...Теория деградации и вымирания бесполезного большинства - свежая струя в современном гуманистическом климате, рассматривающем жизнь каждого человека, независимо от его сущности, как высшую ценность. Закон жизни, видимо, не гуманизм и всеобщее пассивное благоденствие, а развитие через борьбу за существование и за познание. Показать больше
Алексей Ковалёв
Мне кажется, понятие «гуманизма» было изначально истолковано слишком поспешно и поверхностно. И с тех пор, вместе со столь же узкими понятиями «промышленной революции» и «технологического прогресса»...Мне кажется, понятие «гуманизма» было изначально истолковано слишком поспешно и поверхностно. И с тех пор, вместе со столь же узкими понятиями «промышленной революции» и «технологического прогресса» приобрело безусловно положительный смысл в истории развития человечества.
Те, кого мы называем «гуманистами» – то есть современники Ренессанса и Просвещения, в своём справедливом восстании против засилия, обскурантизма и злоупотреблений церкви и возведении на высший пьедестал Человека, сосредоточились на очень определённом образе человека, который на долгое время оказался лишённым своей духовной сути. Следует отметить, что уже тогда существовали такие яростные противники этой идеологии, как Руссо.
Ренессансу удалось прервать древнюю духовно-религиозную традицию, скрыв своё предательство роскошным художественным расцветом не без участия таких тёмных гениев человечества, как Никколо Макиавелли, и светлых – как Леонардо и Микельанджело. Научная революция Бекона утвердила первенство «разбуженного» Ренессансом человека и его рассудка, пригасив в нём многие чаяния высокого духа. Просвещение теоретически обосновало права этого человека и поместило его на высший пьедестал. А затем промышленная революция постаралась с избытком обеспечить этого достойного человека всем необходимым. Всё это совершалось из самых чистых побуждений, во имя человека. За что, по наслышке, и рассматриваются эти эпохи традиционно, как великие шаги прогресса. Во имя человека. Человека плоти – ренессансного обитателя маккиавеллиевского государства, ясномыслящего хозяина природы беконианской науки, свободного правообладателя эпохи Просвещения и – безудержного потребителя наших времён.
Вот этот, возобладавший человек и подвергается сейчас необъяснимому на его взгляд унижению. Показать больше 2 года/лет назад
Те, кого мы называем «гуманистами» – то есть современники Ренессанса и Просвещения, в своём справедливом восстании против засилия, обскурантизма и злоупотреблений церкви и возведении на высший пьедестал Человека, сосредоточились на очень определённом образе человека, который на долгое время оказался лишённым своей духовной сути. Следует отметить, что уже тогда существовали такие яростные противники этой идеологии, как Руссо.
Ренессансу удалось прервать древнюю духовно-религиозную традицию, скрыв своё предательство роскошным художественным расцветом не без участия таких тёмных гениев человечества, как Никколо Макиавелли, и светлых – как Леонардо и Микельанджело. Научная революция Бекона утвердила первенство «разбуженного» Ренессансом человека и его рассудка, пригасив в нём многие чаяния высокого духа. Просвещение теоретически обосновало права этого человека и поместило его на высший пьедестал. А затем промышленная революция постаралась с избытком обеспечить этого достойного человека всем необходимым. Всё это совершалось из самых чистых побуждений, во имя человека. За что, по наслышке, и рассматриваются эти эпохи традиционно, как великие шаги прогресса. Во имя человека. Человека плоти – ренессансного обитателя маккиавеллиевского государства, ясномыслящего хозяина природы беконианской науки, свободного правообладателя эпохи Просвещения и – безудержного потребителя наших времён.
Вот этот, возобладавший человек и подвергается сейчас необъяснимому на его взгляд унижению. Показать больше 2 года/лет назад
Дмитрий Гаранин
Хорошо о Ренессансе, но у меня нет доверия и к предшествующей эпохе "древних духовно-религиозных традиций". Всё в непрерывном течении, изменении. Что в начале быпо прогрессивно, потом вырождается.
2 года/лет назад
-
Алексей Л Ковалёв
Падение интеллекта, как средство спасения разумного человечества.Встретил в ФБ следующее сообщение:«Ученые выяснили, что интеллект человечества уже много столетий падает, поскольку люди с высоким интеллектом имеют меньшую фертильность. И через тысячу лет интеллект упадет на 30 пунктов, и мы будем нести ложку в ухо (зачеркнуто) – человечество не выживет. Да, это многое объясняет, конечно, об окружающем пейзаже».Вообще-то подобный запев: «учёные выяснили», «как всем известно», «недавно было подтверждено», и так далее должен был бы вызывать недоверие. Слишком похоже, что стеснительный автор под впечатлением попавшейся ему информации спешит ею поделиться, обезоруживая читателя ссылкой на анонимный авторитет.Но в данном случае сама гипотеза о падении интеллекта – поскольку она до некоторой степени совпадает с ежедневными наблюдениями, взывает к дальнейшему рассмотрению. Если допустить, что это факт (на 30 ли пунктов мы поглупеем или на 45, продлится ли этот процесс тысячелетие или завершится гораздо раньше, значения не имеет), у такой деградации должны быть причины. А если не упрощать представление о Вселенной (которая, худо-бедно, существует и развивается уже миллионы лет) до аппарата, построенного всего лишь на сложном алгоритме – то должны быть и цели.Я тоже не могу сослаться на авторитетные обоснования, попробую только предложить – что на мой взгляд падение интеллекта «объясняет об окружающем пейзаже», картина которого в результате выглядит может быть не так уж безнадёжно.Прежде всего, «интеллект человечества» – понятие весьма условное и мало что объяснющее. Диапазон развития интеллектуальных способностей у людей так широк, что определять его средний уровень арифметическим вычислением означало бы сильно унизить человечество, при том, что в целом оно как бы совершает значительный прогресс. Так что следует уточнить, что отставание в размножении людей с высоким интеллектом не сокращает интеллект человечества, а меняет пропорции, то есть долю развитого разума в общем интеллектуальном уровне. Эти пропорции постоянно меняются, и рано или поздно могут исказиться до неразумных величин. Но тогда возникает вопрос об оптимальном (наиболее полезном для Мироздания) соотношении.Явная расточительность природы, вероятно заложенная в исходной идее Творения, указывает на её избыточность, по-видимому необходимую для успешной эволюции на её начальных этапах с их изобилием фатальных ошибок и биологической уязвимостью видов, ограничивающих размножение. Возможно, позднее, в связи с успешным развитием медицины и гигиены и значительным увеличением населения, этот механизм перепроизводства утрачивает своё положительное значение и становится тормозом в дальнейшей эволюции.Вряд ли можно говорить о меньшей фертильности людей с высоким интеллектом. Но темпы воспроизводства этой части населения удерживаются в разумных пределах самим интеллектом. Если вообразить идеальный вариант общества будущего, где все наделены высоким умственным развитием, такая зависимость надёжно предохраняла бы мир от перенаселения.С устранением природных причин, способных ограничивать общий рост, для этой категории ничего не меняется. Остальная же часть, не сдерживаемая более естественными причинами, начинает стремительно увеличиваться. И, поскольку она и так составляет абсолютное большинство, продолжает безудержно искажать пропорции.Быстрое увеличение числа тех, кто «несёт ложку в ухо» – заполнение ими жизненного пространства и массовая непродуктивная активность – начинают затруднять участие высокого интеллекта в общем развитии и угрожать благополучию всей системы.Естественные средства сдерживания роста населения – стихийные бедствия, голод, эпидемии, войны – эффективные до поры до времени, более не справляются со своей задачей. И тогда механизм, ориентированный на изобилие, начинает выполнять новую функцию. По-прежнему ускоряя рост менее контролируемой в воспроизводстве и интеллектуально слабее развитой части человечества – то есть, в новых условиях наименее полезной для общего выживания, он направляет её к вырождению – на биологическом уровне умножая невежество, а на социальном, благодаря её широкой и активной деятельности приводя к самоуничтожению. В научных кругах похожая, но слишком уж радикальная теория называется «инволюционной».Интересный пример предлагает известное биологическое исследование. Если содержать группу размножающихся мышей или полевок в наилучших условиях – поселить их в большую вольеру, абсолютно защищенную от хищных животных и птиц и от проникновения каких бы то ни было болезнетворных микроорганизмов, и снабжать эту популяцию неограниченным количеством самого излюбленного корма, сначала зверьки будут быстро и успешно размножаться, но однажды наступит момент, когда рост их численности не только резко и неожиданно прекратится, но и пойдет на убыль.В более подробном наблюдении американского биолога С. Весона отмечалось, что со временем в размножающейся популяции начинает резко возрастать агрессивность животных – они все чаще вступают между собой в конфликты. Причём, это никак не связано с недостачей пищи или жизненного пространства. Что-то меняется в их психике. Но к уменьшению популяции ведет не это – столкновения между животными не приводят к смертельным исходам, ко взаимному истреблению. Популяция прекращает рост численности, так как с определенного момента заметно увеличивается процент животных, гибнущих вскоре после рождения. Возросшая детская смертность тоже не является непосредственным cледствием вспыхнувшей агрессивности взрослых особей – последние не нападают на детенышей и не калечат их.Ещё одна попытка объяснения связана с предположением, что когда популяция не изолирована, а находится в соприкосновении с другими животными, она сохраняет стабильность или прогрессирует. То есть некий эволюционный закон как будтодиктует всем видам и группам работать в биогенезе, вносить свой вклад в общую деятельность живого мира, и если они не делают этого, обрекает их на вымирание.Так или иначе, в отношении животных этот феномен пока остаётся необъяснимым. Непонятно, почему вдруг Мироздание может стать недовольным благополучно существующими мышами. Но может быть он способен пролить некоторый свет на проблемы человека, спрос с которого значительно выше.Вероятно это восходит опять же к этическому требованию: развиваться и совершенствовать мир – хорошо, останавливаться и деградировать – плохо.То, что полное благополучие мышиной популяции не способствует её процветанию, свидетельствует не о мышах, а о заложенном уже в самой биологической системе (эволюционном законе) механизме поправки в сторону этических норм – животное благополучие не может быть целью. Таким образом, сама по себе интеллектуальная недостаточность человеческой популяции не ослабляет тяготения к общему развитию, просто задача коррекции спускается на биологический уровень. Мыши перестают размножаться, человек уничтожает условия собственного существования в два приёма – сначала массово глупеет, потом катастрофическим образом разрушает социальный порядок.Человечеством накоплено невероятное количество знаний, которыми оно не в состоянии пользоваться, поскольку в какой-то момент отвлеклось стремлением к благополучию – к созданию идеального вольера, и утратило ограническую процессуальную связь с приобретением знаний. А тем самым – и со способностью суждения. И наряду с изолированным пузырём знаний колоссальной потенциальной мощи, существует пассивное большинство, использующее примитивные, неэффективные и часто разрушительные средства для своего развития. Доступ к источнику истинного прогресса ему перекрыт. Но запас уже достигнутых знаний никуда не денется. И рано или поздно им воспользуются те, кто останется в живых, и кто способен этими знаниями овладевать.Если замедление развития связано с интеллектуальной деградацией увеличивающегося большинства, перестающего сотрудничать с прогрессирующим меньшинством (Том Николс, «Гибель экспертизы. Компания против Знаний». The Death of Expertise: The Campaign against Established Knowledge and Why it Matters by Thomas M. Nichols), этому большинству суждено, вероятно, тем или иным образом сократиться в целом. Например – на некоторое время решительно увеличиться в объёме, искажая общественные пропорции, и затем, благодаря преобладающей инерции, привести мир к дезорганизации и разрухе.Диспропорциональный рост невежественного большинства совпал с информационным взрывом и кажущейся доступностью знаний. Не умея отличить знания от информации, невежды потеряли прежнее уважение к специалистам, тем самым ещё плотнее перекрыв себе возможность интеллектуального развития, но разрешили себе доступ к областям, требующим специальных знаний. Негласное общественное сотрудничество было разорвано, и эффективность общих усилий стала стремительно понижаться.Конечно этот разгром будет относиться ко всему обществу. В такой корректуре нет избирательности, она не ставит себе прямой целью спасение прогрессивной части человечества – лишь устранение излишних помех. Хотя в пропорциональном отношении пострадает прежде всего избыточное большинство. Проблема же сохранения и выживания интеллектуально развитой части общества будет решаться ею самой, в соответствии с её уровнем развития. Возможно, в критический момент ей предстоит взять дело в свои руки.Неприятность в том, что обе группы – перспективная и вырождающаяся существуют в единой социальной среде, и гибельное стремление одной неизбежно приведёт к значительным потерям для обеих. Так что человечеству, видимо, суждено пережить ещё одну глобальную катастрофу.Ещё одно важное обстоятельство заключается в том, что речь идёт не о малопредставимых космических сроках. По некоторым приметам, ситуация вышла из-под контроля и, стало быть, будет развиваться быстро. Человечество не только не в состоянии объединиться, чтобы предпринять общие усилия и положение исправить, но уже не в силах реагировать на всё множащиеся и довольно неожиданные проявления деградации.Тот факт, например, что шестилетние дети начинают стрелять в учителей, а семидесятилетние старцы решаются на массовое убийство, означает не просто расшатанность нравов. Это следующая ступень, когда человек перестаёт успевать за развитием событий, потому что ему неизвестно, откуда может выскочить следующее лихо.У Шекспира в «Гамлете» есть удивительная реплика. Её говорит сам герой, обращаясь к матери-королеве:«Из жалости я должен быть суровым.Несчастья начались, готовьтесь к новым».Но говорит он её в странный момент, после того как непреднамеренно убивает отца своей возлюбленной. Казалось бы, несчастья начались задолго до этого – с убийства короля, его отца. Но это не было несчастьем, это было бедой, умышленным злодейством. Никто не вынуждал Клавдия его совершить. Теперь оно повело за собой «распад времён», и люди оказались в западне. Они больше не управляют своей судьбой – их будут одно за другим встречать несчастья, о которых они и не подозревают.В свой недавней книге «Следующая гражданская война» Стивен Марше, среди возможных случайных инцидентов, которые могут привести к такой войне, упоминает покушение на президента. «Никто такого не ожидал от неприятного молодого убийцы, но и никто не удивился, что он это сделал», - пишет автор. Вот это отсутствие удивления как раз и есть свидетельство открытого пространства. Все нормы перестают действовать, возможным становится что угодно.Треть американцев считает, что насилие против правительства правомерно. Здесь нет ошибки кроме того, что общая доктрина смешана с политической реальностью, а последняя трактуется произвольно и необдуманно. Стоит задать вопрос: почему именно сейчас такое насилие правомерно – и ответ расплывётся в серии поверхностных причин в стиле теории заговора. Треть населения страны права и одновременно глубоко и опасно заблуждается.Что касается перспектив выживания, стоит иметь в виду, что даже один процент населения земли в настоящий момент составляет 80 миллионов. Это половина населения Соединённых штатов или чуть меньше половины населения России. Доля высоко интеллектуального человечества, как бы она ни отставала в росте, по-прежнему существует и расти продолжает. И вряд ли интеллектуально развитая часть человечества ограничивается всего одним процентом. Для сравнения: за 8 тысячелетий до Рождества Христова население земли составляло 5 миллионов, а в начале новой эры – всего 300 миллионов человек.Мы просто не видим и не слышим этого меньшинства за непрерывным и оглушающим шумом общественных проявлений подавляющих 95 процентов, и забываем о его существовании.Может быть, стоит ещё раз подчеркнуть, что тенденцию освобождения от деструктивного, задерживающего популяционного бремени осуществляет сам вид, а отнюдь не какая-то потусторонняя высшая сила. Одним из инструментов, например, он выбрал высокую и, в частности, цифровую технологию, которая кроме прочего сокращает навык к глубокому чтению и тем самым – к абстрактному и образному мышлению и рефлексии, к способности суждения. Это как раз вполне доказанный факт. Можно найти ему подтверждение в нескольких научных трудах и в том числе – в вышедшем в 2018 году исследовании «Читатель, вернись домой» педагога и учёного, директора Центра по изучению дислексии при Калифорнийском университете Мериэнн Вулф. Равно как и в свидетельствах самих производителей ИТ изделий, запрещающих своим детям пользоваться ими. (Кажется, не очень успешно).Мир был создан до человека. Если вообразить, что человек так и не появился, можно представить себе, как этот мир продолжает существовать без него. Трудно понять, какой для Высшего Разума был бы смысл в таком заповеднике, но сама его возможность сомнений не вызывает. В конце концов, во Вселенной есть бесчисленное количество помещений, где человеком и не пахнет.Этот изначальный мир, включая живую природу, продолжал самостоятельно развиваться и после появления в нем человека. Новоявленный Homo Sapience, естественно, начал вступать с ним во всё более интенсивное взаимодействие – иногда конструктивное, чаще разрушительное – то помогая ему в развитии, то задерживая его, но само развитие идёт независимо от этих авантюр. Сам по себе мир не способен ни поощрять человека к прогрессу, ни сопротивляться ему. Возможно, такая его инертность и создаёт у людей представление об отдельности – мир как бы равнодушно наблюдает за деятельностью одного из своих обитателей. Особенно остро такую отчуждённость можно испытать, представив, что однажды человечество тем или иным способом самоистребится, а мир при этом, никак не отреагировав на «гуманитарную катастрофу», продолжит благополучно существовать сам по себе. Такая, искусственно сформированная обида укрепляет чувство отдельности и даже некоторую бессознательную враждебность человека в отношении Вселенной. Поправить его некому. Что, в сущности, справедливо – нужда во внешнем попечительстве это свойство раба, а не человека. Рабу нельзя доверять заботу о судьбе Вселенной.В наши дни, в начале 21 столетия, эта усвоенная человеком позиция по отношениюк миру начинает проявляться в новом ощущении брошенности, отставленности. Мы совершаем один промах за другим; несколько общих идей, ещё недавно не вызывавших сомнения, быстро теряют влияние, поскольку не выполнили своего предназначения; относительное благополучие значительной части населения Земли оказалось слишком малой наградой, чтобы служить конечной целью. Человек разочарован, надеется на утешение и поддержку, а тот самый мир, который предоставил ему условия существования, продолжает свою самостоятельную жизнь, как ни в чём ни бывало – меняются времена года, опадает и вновь вырастает листва, созревают плоды, размножается животный мир, дождливые дни переходят в солнечные, жара и зелень уступают холодам и снегу, по своим стихийным расписаниям возникают ураганы, наводнения, извержения вулканов и лесные пожары, по ночам над головой спокойно наблюдают за нами знакомые созвездия, снисходительно не обращая внимания на наши самолёты, спутники и космические телескопы…Хотя все эти проявления вовсе не адресованы нам, человек поневоле интерпретирует их, как некую высокомерную укоризну: «Конечно, ты можешь и дальше суетиться, составлять новые планы, размножаться и обогащаться, но, как видишь, пока старания твои Вселенной не касаются. А если они и тебе самому не приносят счастья, наверно ты в чём-то ошибаешься…».Чем же отвечает человек на этот спокойный и доброжелательный – воображаемый, но, по существу, его собственный внутренний голос? Он не умеет услышать его, как свой, для него он по-прежнему звучит со стороны, а к чужим советам он стал недоверчив. И человек отвечает прежним же отчуждением и самонадеянностью. Не доверяя этому миру, он решает изготовить для себя собственный, в котором будет чувствовать себя наконец хозяином, подтверждая тем самым свою юношескую незрелость. Этот его новый проект, мета-вселенная – наивное подражание Творению, пародия его. Не разобравшись в истинной действительности и махнув на неё рукой, он увлекается созданием действительности искусственной, не задумываясь о том, что, при всём своём правдоподобии, она будет лишена настоящей цели и, тем самым, неизбежно вернёт его к вопросу о смысле существования, ответить на который он так и не удосужился.Останавливать его никто не станет. Вероятно, человечеству суждено потратить время своей драгоценной истории ещё и на это бессмысленное предприятие. Может быть, оно станет последним в длинном ряду самоуверенных и обречённых проектов.Погружение в сон виртуальной реальности было бы не самым страшным, скорее щадящим вариантом изъятия интеллектуально слабого большинства из действительности.Как бы парадоксально это ни звучало, но к этому большинству следует отнести исамих создателей и апологетов этой виртуальной реальности. Обладая своеобразными технологическими и организационными дарованиями, они открыто демонстрируют отсутствие серьёзного интеллектуального развития, что становится заметным, как только они вступают в публичные дискуссии о реальном состоянии дел в мире. Посмотрите на Илона Маска. В лучшем случае они являются новым воплощением нередко появлявшегося в истории человечества типа задорного провокатора, вроде Макиавелли.Для тех, кто склонен с бо́льшим доверием относиться к мудрости мифологической, есть несколько аллегорий, связанных с наказанием человечеству, но заметьте, что ни в одной из них не говорится о полном уничтожении. И миф о Вселенском потопе, и сожжение Содома и Гоморры, свидетельствуют, что замысел Творения прочно связан с сохранением наиболее достойных представителей – будь то всего лишь семейство Ноя или сбережённые после гибели двух безнадёжных городов остальные племена.Более поздние и не столь кровожадные традиции дружно утверждают, что кого Господь хочет погубить, он сначала лишает разума. Это вполне укладывается в гипотезу о падении интеллекта, но всё же остаются те, кого Всевышний губить не собирается.Перефразируя христианскую Благую весть, можно было бы сказать, что теперь спасение не только в исполнении Десяти заповедей, но и в срочном развитии своих умственных способностей в самом широком смысле слова. Что, в общем-то, всегда зависело от намерений самого человека.Эволюция достигла уровня homo sapience и подвела за собой жирную черту – можно даже сказать, вырыла широкий и глубокий ров, окончательно отделив животный мир и перестав им заниматься. Но это не значит, что на человеке она остановилась.Эволюционный процесс усложнился, включив в себя обширную область сознания и переложив часть своих задач на самого человека, на его склонность – или безразличие – к развитию. Если в предыдущий период стимулирующую роль играли только перемены в окружающей среде, а усовершенствование видов было вынужденным, теперь судьба нового вида оказалась в большой степени в его собственных руках. Даже сама окружающая среда больше не проявляет себя непосредственно – с этими её проявлениями человек давно и благополучно совладал. Теперь её воздействие обусловлено предварительной изощрённой работой познания, обнаруживающего скрытые особенности этой среды. Работа же эта, в свою очередь, зависит от выбора, от добровольных и необязательных дополнительных усилий, к которым большинство представителей нового вида не склонно.Таким образом, прогресс отнюдь не гарантирован. На биологическом уровне жизнь на Земле вполне может оставаться в равновесии довольно долгое в космических масштабах время. И затем угаснуть, не реализовав заложенные в ней потенции, как один из не вполне удавшихся проектов Вселенского Разума – может быть полезный в отношении опыта, но не достигший полного развития.Осуществление его – или бесславное угасание – целиком зависят от той незначительной части вида homo sapience, которая стремится к познанию и готова без устали совершать эти дополнительные усилия, не связанные с выживанием и обусловленные лишь смутным чувством высшего предназначения. Если учесть, что кроме значительной сложности самого труда, эти энтузиасты вынуждены в своём бескорыстном служении непрерывно встречать пассивное, а иногда и ожесточённое сопротивление остальной, во много раз превосходящей числом части вида, судьба их может вызывать сочувствие. Или взывать к поддержке. Но окончательно списывать их со счетов рановато.Разумеется, никаких гарантий быть не может. Можно вообразить, что эти условные четыреста миллионов, необходимые Вселенной для дальнейшего развития, просто физически не сумеют справиться с новыми условиями существования, резко ухудшившимися после катастрофического исчезновения обречённого большинства. Пока, во всяком случае, история планеты позволяет надеяться, что принципы Творения достаточно глубоки и изощрённы, чтобы выдержать самые разные напасти.И напоследок – о психологической ловушке, которую хорошо бы иметь в виду.Познакомившись с вышеизложенными соображениями, можно не согласиться и ими пренебречь. Но можно до некоторой степени разделить их, и при этом отнести себя к вышеупомянутому меньшинству, которому суждено в любом случае уцелеть. Это и будет опасным симптомом принадлежности к противоположной группе, самым характерным признаком которой является удовлетворённость.И наоборот, без всякой ложной скромности – хотя и не без сожаления – сочтя себя частью недостаточно интеллектуально развитого большинства, и вооружась острым желанием немедленно восполнить свои знания, я открываю для себя возможность своевременно покинуть эту категорию и по мере сил присоединиться к тем, кто служит человечеству не за страх, а за совесть, может быть и не обеспечивая себе тем самым безусловного спасения.
-
Категория
ЭССЕ -
Создана
Понедельник, 17 апреля 2023 -
Автор(ы) публикации
Алексей Ковалёв